Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа специального цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами категории «В»» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, № 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784), Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993г, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 2021, № 2, ст. 465) (далее - Правила дорожного движения). Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 10.03.2022г. № 67672. 

Целью изучения учебного предмета " Основы управления транспортными средствами категории «В»" является изучение основных процессов, определяющих качественное и безопасное управление автомобилем с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн в различных дорожных ситуациях.

Задача предмета:

1. Научить будущих водителей правильно пользоваться органами управления, электронными системами помощи водителю, а так же вождению автомобиля в сложных дорожных ситуациях.

Содержание Рабочей программы специального цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами категории «В»» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, промежуточной и итоговой аттестациями, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами категории «В»» состоит из одного раздела, курс рассчитан на 12 часов, в том числе 8 часов теоретические и 4 часа практические занятия. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами: техника пользования органами управления автомобилем, разбор дорожно-транспортных происшествий, эксплуатационные показатели автомобиля, профессиональная надежность водителя, дорожные условия.

Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном классе. В ходе изучения применяются учебная литература, комплекты плакатов, а также компьютерные технологии.

 

2.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                                                                                      Таблица 13.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1. Приемы управления транспортным средством

2

2

-

Тема 2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях

6

4

2

Тема 3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях

4

2

2

Промежуточная аттестация

1

1

 

Итого

13

9

4

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема 1. Приемы управления транспортным средством.

Приемы управления транспортным средством: рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.-2ч.(теоретическое занятие)

Тема 2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях.

Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в легковых и грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах; приспособления для перевозки животных, перевозка грузов в легковых и грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза. Решение ситуационных задач.-6ч.( 4 ч – теоретическое занятие, 2 ч – практическое занятие)

Тема 3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. Решение ситуационных задач.-4ч. ( 2 ч – теоретическое занятие, 2 ч – практическое занятие)

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

По итогам аттестации слушатель должен

знать:

 -Правила дорожного движения;

- основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

-нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-основы безопасного управления транспортными средствами;

-цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

-режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;

-влияния конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;

-особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

-способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

-последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;

-основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

-основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

-последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

-назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства;

-признаки неисправностей, возникающих в пути;

-меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

-влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

-правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства и обращения с эксплуатационными материалами;

-основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;

-установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;

-инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;

-перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов;

-способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза;

В результате освоения Образовательной программы, обучающиеся должны

уметь:

-соблюдать Правила дорожного движения;

-управлять своим эмоциональным состоянием;

-обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;

-оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;

-использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;

-прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством и совершать действия по их предотвращению;                      -своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;

-использовать средства тушения пожара;

-использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;

-заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства;

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Организационно-педагогические условия, созданные в автошколе обеспечивают реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, способствуют достижению целей программы.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность (ООО «Старт»), проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов, работающих по договору с ООО «Старт» в т.ч. с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Занятия по учебному предмету специального цикла «Основы управления транспортными средствами категории «В»» проводятся в оборудованном учебном классе с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям. Наполняемость учебной группы рассчитана на 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Подготовка водителей осуществляется в очно-заочной форме обучения, на русском языке. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки  обучающегося по предмету составляет 12 часов в неделю.

Кадровые условия. Преподаватели по программам профессионального обучения должны удовлетворять требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 6 октября 2010г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 1 июля 2011г., № 21240).

Мастер производственного обучения должен удовлетворять требованиям профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018г. № 603н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 2018г., регистрационный № 52440), иметь водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории (подкатегории).

Педагогические работники автошколы, в том числе преподаватели учебных предметов и мастера производственного обучения, имеют документ, подтверждающий о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года).

В процессе освоения предмета используются традиционные методы обучения: лекции, практические занятия (тесты, индивидуальная, групповая работа); современные образовательные технологии: работа в малых группах, анализ ситуационных задач.

 Информационно-методические условия реализации  программы предмета:

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа учебного предмета;

- методические материалы и разработки;

- расписание занятий.

Материально-технические условия реализации программы предмета:

Перечень учебного оборудования

                                                                                                                                                   Таблица 14.

Наименование учебного оборудования

Единица

измерения

Кол-во

Оборудование и технические средства обучения

 

Детское удерживающее устройство

Гибкое связующее звено (буксировочный трос)

Тягово-сцепное устройство

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Экран

 Магнитно-маркерная доска

Учебно-наглядные пособия[1]

 

Основы управления транспортными средствами

Сложные дорожные условия

Виды и причины ДТП

Типичные опасные ситуации

Сложные метеоусловия

Движение в темное время суток

Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя

Способы торможения

Тормозной и остановочный путь

Действия водителя в критических ситуациях

Силы, действующие на транспортное средство

Управление автомобилем в нештатных ситуациях

Профессиональная надежность водителя

Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения   

 в процессе управления транспортным средством

Влияние дорожных условий на безопасность движения

Безопасное прохождение поворотов

Безопасность пассажиров транспортных средств

Безопасность пешеходов и велосипедистов

Типичные ошибки пешеходов

Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД

 

 

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

шт

 

 

 

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

 

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

 

 

1

1

1

2

1

1

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

Основные источники:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Советов Министров – Правительство Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»).

2.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «АВ»;

3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. Для вузов. М.: Транспорт, 1993

4. Илларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. 5-е изд., перераб. М.: Транспорт, 1998

5. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учеб. Водителя автотранспортных средств

6. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.

7. Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения. М.: Эксмо, 2007

8. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.;

9. Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва,«Транспорт»,1990 г.

10.Яковлев В.Ф. Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012 г. (комплект – 2 шт.);

12. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

Дополнительные источники:

13.Сеть интернет.

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

В процессе изучения предмета преподавателем проводится:

 Текущий контроль учащихся для оценки качества освоения отдельных тем и разделов программы, в следующих формах: фронтальная, индивидуальная, групповая. Применяются устные и письменные методы контроля. Разнообразие форм и методов контроля позволяет обеспечить планомерную проверку успеваемости обучающихся. Основной упор делается на то, чтобы учащиеся приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. анализировали, сравнивали, а самое главное, полученные знания применяли на практике.

      Промежуточная аттестация предназначена для определения качества освоения, содержания учебных предметов и проводится в виде дифференцированного зачета.

Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

Итоговая аттестация проводится после изучения всей Образовательной программы   в форме квалификационного экзамена.

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утвержденных руководителем ООО «Старт». Результаты оцениваются по пятибалльной системе и выставляются в «Журнале учета успеваемости».

Вопросы и материалы, для промежуточной и итоговой аттестации носят примерный характер и могут изменяться по мере необходимости учебной организацией и утверждаться руководителем ООО «Старт».

Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестации:

1.Как должен поступить водитель в случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина»?

1.Увеличить скорость.

2.Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза.

3.Снизить скорость, применяя торможение двигателем.

Ответ:3

2.Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

1.Уменьшение радиуса прохождения поворота.

2.Увеличение скорости движения.

3.Уменьшение скорости движения.

Ответ:3

3.В какую сторону смещается прицеп автопоезда на повороте?

1.Не смещается.

2.Смещается к центру поворота.

 3.Смещается от центра поворота.

Ответ:2

4.Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения на заднеприводном автомобиле?

1.Усилить нажатие на педаль.

2.Не менять положение педали.

3.Уменьшить нажатие на педаль.

Ответ:3

 

5.Какой способ торможения позволит сохранить маневренность на скользкой дороге?

 1.С полной блокировкой колес.

2.Торможение двигателем без блокировки колес.

Ответ:2

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Учебно-методические материалы представлены:

  1. Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.11.2021  № 808;
  2. Программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной директором ООО «Старт»;
  3. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса ООО «Старт», утвержденными директором;
  4. Материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,  утвержденными директором ООО «Старт».

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Учебно-наглядные пособия (табл.) по учебному предмету представлены в виде плакатов, мультимедийных слайдов, в виде учебной литературы.

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Основные сведения


Структура и органы управления


Документы


Образование


Руководство и педсостав


Материальное техническое обеспечение и Финансово хозяйственная деятельность


Платные образовательные услуги и виды материальной поддержки


Вакантные места для приема